Муниципальное образование учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 27»
г. Сыктывкара
Рассмотрено на
школьном методическом объединении учителей
иностранного языка Протокол
№ 1 от 30.08.2022 г. |
Формирование умений и
навыков учебно-исследовательской деятельности
на уроках иностранного языка.
Из опыта работы учителя
английского языка
Кармановой Светланы
Константиновны
г. Сыктывкар, 2022
Содержание:
1. Введение. Актуальность проблемы. (С.3-5)
1.1.
Новинке - две с половиной тысячи лет.
1.2.
Востребованность обществом.
1.3.
Самоосознание.
2. Основная часть.
Исследовательская деятельность, её понятия, методы и приёмы, алгоритм работы. (С.6-16)
2.1.
Отличие учебного исследования от научного.
2.2.
Понятия исследовательской деятельности.
2.3.
Типы и методы исследований.
2.4.
Исследование относительно иностранного языка.
2.5.
От мыслительных умений к исследовательским навыкам.
2.6.
Алгоритм работы над исследованием.
2.7.
Приёмы исследовательской деятельности.
2.8.
Пути реализации исследовательского подхода в обучении.
2.9.
Готовность к исследовательской деятельности.
2.10. Успешность и эффективность ИД.
2.11. Трудности в исследовательской деятельности.
3. Заключение. (С. 17-18)
3.1. Выводы.
4. Список использованной
литературы. (С.19)
5. Приложения 1, 2 (С.20-21)
1. Введение. Актуальность проблемы.
1.1. Новинке – две с
половиной тысячи лет.
Идея исследования как
метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и
классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа
(469-399 гг. до н. э.).
Сократовский (или сократический) метод
представляет собою беседу – исследование: с помощью остроумных вопросов,
задаваемых одним собеседником другому, обнаруживались противоречия в
общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира. Возвращение к
Сократу пришло на рубеже 50 – 60 годов прошлого века. Идеи Сократа продолжил замечательный
врач и педагог Н. И. Пирогов. Он считал,
что если школе удастся поселить в учениках любовь к самостоятельным занятиям,
то больше ничего и требовать нельзя.
Не секрет, что традиционное обучение, до последнего времени в
нашей стране, строилось преимущественно не на методах самостоятельного,
творческого, исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности,
направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Из-за этого
"информационно-рецептурного" обучения у ребенка в значительной мере
утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.
Мы сами её подавляем.
В последнее время ситуация меняется. Введение
в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности позволило педагогу
не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную
деятельность.
1.2. Востребованность обществом.
Детская потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это
внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и
создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально
разворачивалось как процесс саморазвития.
В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно
утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать
лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило
человечество. Многим из нас даже в голову не приходит, что творец,
исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда
поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители
впервые приведут его в детский сад.
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий,
исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Сегодня
обществом востребован человек, креативно мыслящий, владеющий навыками
самооценки, самоконтроля и исследовательского поведения, которое
рассматривается как стиль жизни
современного человека.
Новые федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) включают в себя обязательное выполнение учащимися в процессе
освоения школьной программы социально значимых учебно-исследовательских
проектов.
В ходе учебно-исследовательской деятельности учащийся
превращается в активный субъект научного познания, развивая при этом умения и
навыки ориентации в информационном пространстве, структурирования и анализа
получаемой информации, приобретает способность критически мыслить и делать
логические выводы [1; с.5]
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследовательского поиска становится важнейшей задачей
современного образования и инструментом в руках учителя.
Ведь при умелой
её организации, можно решать практически все задачи, поставленные перед современной
школой. В настоящее время
исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных
путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным
задачам обучения. В основу его положен собственный
исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых
преподавателем. Это отражено сегодня в новых образовательных технологиях
(интерактивное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве). Немаловажным
фактом является и то, что процесс исследования отвечает потребностям активной
детской натуры и окрашен положительными эмоциями.
1.3. Самоосознание.
Проанализировав понятия и особенности исследовательской
деятельности (далее ИД) в образовании, меня,
как учителя английского языка, заинтересовал вопрос о формировании навыков исследовательской
деятельности на уроке средствами иностранного языка.
Значимость данной
работы для меня очевидна, т. к. в первую
очередь во время исследования происходит
личностное развитие ребёнка, ведь им движут любознательность и интерес к
открытию новых возможностей. Необходимо научить детей готовности взять ответственность за ситуацию.
Думая над этой проблемой, у меня возникли конкретные вопросы: «Как помочь
школьникам жить по принципу «во всём мне хочется дойти до самой сути…»? Как
научить их умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы?»
Кроме того,
очень важно отношение к своей ошибке не как к катастрофе и личностному фиаско,
а как к опыту, открывающему возможность нового
поиска.
Познавая, человек может ошибаться, сомневаться... И учителю важно признать
право ученика на ошибку, право на собственное суждение, своё самостоятельное
открытие мира, познание истин, ценностей.
Работая несколько лет по
УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы и др., я могу сказать, что данный комплект содержит элементы формирования навыка ИД. Обучение в нём строится как
процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от
учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Каждый раздел цикла познавателен и содержит
задания по организации работы над проектами. Решая речемыслительные задачи,
учащиеся применяют приёмы продуктивной
творческой деятельности (высказывать предположения, устанавливать логические
связи и т.д.).
Кроме того, учебники В. П.
Кузовлева, Н. М. Лапы и др. создают условия для активного «поиска» информации;
самостоятельного обращения учащихся к лингвострановедческому справочнику, в
задачи которого входит:
1) расширить общеобразовательный кругозор;
2) сформировать потребность и
развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов,
энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность
учащихся.
Таким
образом, исходя из вышесказанного, я поставила перед собой следующие цели:
1) анализ методической
литературы об исследовательской деятельности;
2) разработка чёткого
алгоритма работы над исследованием в помощь учащимся;
3) систематизация работы по формированию
навыков ИД учащихся с использованием данного алгоритма.
2. Основная часть.
Исследовательская деятельность, её
понятия, методы и приёмы, алгоритм работы.
2.1. Отличие учебного
исследования от научного.
Прежде всего, следует
развести такие понятия, как учебное исследование и научное исследование.
Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно
является учебным. Его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как
в «большой» науке.
В отличие от научного
творчества, ученик формулирует учебную проблему,
открывает субъективно новое знание и
выражает его в простых формах. [2;
с.107]
2.2. Понятия исследовательской деятельности.
Авторы работ об
исследовательской деятельности учащихся
(И.Д.Чечель, М.А.Ушакова, Т.А.Файн, Г.Ю.Ксензова, Г.Бокарева, Е.Кикоть,
Т.Э.Сырцева, А.Обухов, С.А.Белова),
предлагают следующие понятия ИД.
Творческая
исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как
деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для
формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного
приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на
данном этапе развития.
Исследовательская деятельность - путь к знанию через собственный творческий,
исследовательский поиск. Её основные составляющие - выявление проблем,
выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также
сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при
применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их
анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении,
отодвигается на второй план.
Мне ближе
второе определение исследовательской деятельности, т. к. оно отображает понятие ИД в простой форме и
содержит перечень её основных составляющих.
Современное понимание смысла ИД учащихся. В современных условиях, когда актуален вопрос о
снижении учебной нагрузки детей, термин «ИД учащихся» приобретает несколько
иное значение. В нём возрастает содержание, связанное с повышением качества
образования. Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт,
устанавливающий ту или иную истину в результате исследования и представленный в
стандартном виде (доклад, реферат, презентация). Необходимо подчеркнуть
самоценность достижения истины в исследовании.
2.3. Типы и методы исследований.
И.Д.Чечель [3; с.89-93]
выделяет теоретические и эмпирические научные исследования.
В учебном процессе возможно получение
субъективной научной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимися, является
достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя.
Эмпирическая деятельность
включает: наблюдения, эксперимент, опросы, анкетирование, т.е. сбор
эмпирической информации и познавательную активность, связанную с осмыслением
полученных результатов.
Теоретические исследования
направлены на всестороннее познание объективной реальности, требуют объяснений
установленных фактов, формируют теоретические знания, базируясь на логических
методах познания (анализ, синтез, аналогия, моделирование и т.п.).
Подобные исследования можно
предлагать учащимся по всем школьным предметам, важно только чётко
конкретизировать цель, объект и предмет поиска.
К методам
теоретического исследования относят:
· выдвижение различных
предположений с обоснованием их возможности (метод формирования гипотез);
· формирование обобщённого
принципа, объясняющего сущность явления (метод продуцирования идей);
· построение теоретической
модели тех процессов, которые в данный момент неосуществимы (мысленный
эксперимент).
Методы эмпирического исследования:
· наблюдение;
· эксперимент (когда в
контролируемых и управляемых условиях исследуется явление действительности);
· измерение (метод получения
количественных данных об изучаемых объектах).
Для
включения учащихся в исследования важно
постепенно приучить учащихся к определённому способу научного мышления.
К логическим
методам познания относят:
· анализ (мысленное
расчленение предметов на их составные части и выделение в них признаков);
· синтез (мысленное
соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в
результате анализа);
· сравнение (мысленное
установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным
признакам);
· абстрагирование (мысленное
выделение одних признаков предметов и отвлечение от других);
· обобщение (мысленное
объединение отдельных предметов).
Методы поиска литературы:
· обращение к
энциклопедическим словарям;
· использование библиотечных
каталогов и указателей;
· консультации с работниками
библиотеки;
· обращение к реферативным
журналам;
Учитывая специфику своего
предмета, на своих уроках чаще всего я использую следующие методы:
· формирование гипотез;
· продуцирование идей;
· наблюдение;
· анализ и синтез;
· сравнение и обобщение;
· использование
лингвострановедческого словаря и другой справочной литературы.
2.4. Исследование относительно иностранного языка.
Исследование проблемы с применением английского
языка - поиск информации в англоязычных публикациях, в
сети Интернет, ее накопление и переработку, а также сравнение с известными
фактами страны изучаемого языка и реалиями собственной страны.
Я согласна с Букреевой И.А.
и Евченко Н.А. [4; с.312] , что метод учебно-исследовательской деятельности
универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку
а) стимулирует практическую
проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
б) позволяет наименее
ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия
деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования ключевых
компетенций.
2.5. От мыслительных умений к исследовательским
навыкам.
Я согласна с мнением
учителя ИЯ, С. Н. Можаевой [5], которая исходя из многолетнего опыта
исследовательской практики, заявляет о том, что чем раньше учащиеся постигнут азы исследовательской работы, ее технологию
и методологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как
творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать в ходе
исследования материал.
Обучение
учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на
уроке при систематическом применении исследовательского
подхода в обучении (защита проектов и рефератов).
Я также разделяю мнение Т.А.Файн [6;с.18],
кандидата педагогических наук ИУУ Еврейской автономной области, что процесс
обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры школьника:
1)
мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение;
обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и
навыков работы с книгой и другими источниками информации;
З)
умений и навыков, связанных с культурой устной письменной речи;
4) специальных
исследовательских умений и навыков (в старших классах).
2.6. Алгоритм работы над исследованием.
Под исследовательской деятельностью
понимается деятельность учащихся,
а) связанная
с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных
законов природы)
б)
предполагающая наличие основных этапов:
· постановка проблемы
· изучение теории, связанной
с выбранной темой
· подбор методик исследования
и практическое овладение ими
· сбор собственного
материала, его анализ и обобщение
· собственные выводы.
Любое
исследование имеет подобную структуру.
Е.Л.Мельникова
[7; с.14] выделяет четыре звена исследовательской
деятельности: постановку проблемы,
поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Всё
начинается с постановки проблемы, т.е.
со столкновения с противоречием. Проблема
- это противоречивая ситуация, требующая разрешения [8; с.21]. При этом исследователь
- ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально
заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие
и сформулировать вопрос.
Дальше
разворачивается второе творческое звено- поиск решения. Исследователь выдвигает
самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и
превращается в решение. Гипотеза -
это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление
поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь
процесс исследования [8; с.21].
Однако, как
подметил академик А.М. Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается
голенькой и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать
достоянием других людей. Поэтому третье звено творческого процесса — выражение
решения в общественно принятой
форме (статья, доклад и др.). В результате получается вполне материальный продукт
- рукопись.
Творческий
акт завершается реализацией продукта. Работа представляется
широкой аудитории.
Проанализировав разные варианты стратегии ИД, я составила оптимальный для себя алгоритм работы по формированию навыков
исследовательской деятельности на уроке иностранного языка, в котором отражены
такие понятия, как «исследование»,
«гипотеза» на русском языке и последовательность работы над проблемой
(исследованием) на английском языке. В этот же опорный конспект я включила основные лексические единицы и речевые образцы, необходимые учащимся для выводов. (См. Приложение
1).
2.7. Приёмы исследовательской деятельности.
Т. А. Файн [4; с.15-18] выделяет
следующие приёмы ИД:
·
Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых
понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приёма
при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских
заданий различных видов. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия,
факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить
самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, я использую задания в форме applying background knowledge
<What other appliances could the children buy and use in their
household?>, <What is associated with these things?>.
·
Приём доказательства требует анализа явления и его
причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием
направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические
явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность
применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или
явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь
между причиной и следствием. Например, задания в форме giving arguments / drawing conclusions <Justify your choice>, <Make your list of arguments>, <Analyse
how well you and your partner know each other>,< Write down some facts to
prove or disprove your conclusion>,<Give some other reasons suitable for
the following situations>.
·
Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов
исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания
при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему
фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или
дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный
вывод. Например, такие задания как <Collect all possible information about subgroups and youth
organizations in Russia. Draw a scheme and explain your scheme to the
classmates.>, <Revise all characteristics of different subcultures. Draw
a picture or make a collage. Deliver your project to the classmates.>
·
Приём выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или
доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности.
Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует
от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных
представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой
деятельности. Например, в заданиях типа predicting и
anticipating <How many people go in for different sport
in Russia?>, <Will the Olympic Games exist in 2096? What country will
host the Olympic Games? Why do you think so?> учащиеся ставят гипотезу (предположение) и пытаются её доказать.
·
Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении
невозможен, если у учащихся не будет сформирован приём переноса знаний в новую
ситуацию. Например, я использую задание типа <Imagine yourself in the following situations. How would you
react?>
· Приём использования аналога направлен на группировку и
систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному
анализу и установлению причинно-следственных связей, а так же выдвижению
гипотезы и аргументированному ее доказательству. Например, задание <Guessing by analogy and word formation>.
·
Методически верная организация обучения с применением исследовательского
подхода требует использования приёма планирования. Например, задание <Make a short report on one of these sports using the following
questions (plan)>.
Проанализировав УМК по
английскому языку для 8,9 классов авторов В. П. Кузовлева и Н. М. Лапы, я могу
сказать, что комплекс приёмов и упражнений в нём является особенно ценным для
формирования навыков ИД. Он направлен на развитие мыслительных операций
(способность к догадке, различению, способность логически излагать,
самостоятельно обобщать и формулировать грамматические правила, умения
сравнивать, анализировать, предвосхищать события и т.д.). Приведу несколько
примеров:
·
Predicting - Read the pieces of information. Which are myths and which are scientific
facts? Then listen and check. (с. 118, у.1, 9 кл.).
Give your suggestions. (с.121, у.2, 8кл.).
·
Classifying - Complete the Word Web. (с. 8, у.4,
8 кл.). How did the young people ask each other? Write the questions in
these columns. (с.24, у.3, 8 кл.).
·
Making comparisons - Compare the mass media in Great Britain and Russia. (с. 93,
у. 3, 9 кл.).
·
Understanding relations
within a sentence - What do people say about
these products? Match the product and its influence. (с. 108, у.2, 9кл.).
2.8. Пути реализации исследовательского подхода в
обучении.
Вышеназванные приёмы
практически реализуются через разнообразные формы учебной работы.
· Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания
каждым учеником самостоятельно. В процессе выполнения индивидуальных работ у
учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в деятельности и в
решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость,
готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания,
заниматься самообразованием, самовоспитанием; стремление целенаправленно
пользоваться научно-популярной, общественно-политической, художественной,
справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематически
проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности
· Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных
групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого
материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера
взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть
оформление альбомов, рукописных журналов, проектов, рефератов и реферативных
сборников и др.
· Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную
деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет
реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации
познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между
учащимися.
· Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми учащимися класса. Она может быть устной и письменной, а также
иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся —
воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском
подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества
учащихся. При этом изменение уровня познавательной самостоятельности всегда
идет на фоне глубокого осмысления изучаемого явления или факта. Целесообразно в
содержание самостоятельных и фронтальных работ включать анализ реальных
жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.
· Индивидуальные
самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации
исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны
без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих
домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты,
которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.
На завершающем этапе
исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования
наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно
(изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и
представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому
необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.
На своих уроках я применяю
все перечисленные формы работы. Индивидуально и в группе ученики занимаются
поиском нужной информации в словарях, справочниках и других источниках. Они
исследуют аутентичные тексты (объявления, брошюры, буклеты, инструкции, отрывки
из художественной, публицистической, научной литературы и прессы), которые
предлагает УМК В.П. Кузовлева. Учащиеся
осмысливают, систематизируют, анализируют материал и формулируют выводы.
Например, в 9 классе на уроке по теме «Health problems»
ученики делали выводы на основании фактов из заслушанного доклада.
Результаты своего поиска
(исследования) школьники оформляют в виде реферата, альбома, проекта, результатов
анкетирования, схемы, диаграммы, презентации в электронном виде.
2.9. Готовность к
исследовательской деятельности.
Готовность к
исследовательской деятельности предполагает:
· способность сомневаться;
§ способность менять свои
установки;
§ готовность без отчаяния
начинать сначала;
§ возвращаться порою к исходной
точке;
§ принимать ошибку как опыт;
§ иметь мужество увидеть
трудность и желание разобраться в ней;
§ строить предположение о
возможном и вовсе не очевидном, даже альтернативном;
§ видеть нюансы в исследуемой
ситуации;
§ наличие интереса к
собственной деятельности, общая любознательность;
§ наличие смелости, определённой
готовности к риску и доверия своей интуиции;
§ определенный уровень
интеллектуального и рефлексивного развития (в частности, аналитические способности,
проблемное видение материала, фактов, событий, способность посмотреть на одно и
то же явление с разных точек зрения);
§ способность обнаружить в
ситуации противоречия, которые порождают конфликтность в отношениях “человек-человек”
и “человек-коллектив”.
Основные,
на мой взгляд, из перечисленных пунктов готовности к учебно-исследовательской
деятельности я отобразила в памятке для учащихся. (См. приложение II).
2.10. Успешность и эффективность ИД.
Но даже если ребёнок
обладает вышеназванными способностями, успешность и эффективность его исследовательской
деятельности во многом будет зависеть от четко поставленных целей
исследования и смыслов, найденных для самого себя (личностных смыслов).
По моему
мнению, смысл рождает подлинный интерес исследователя к изучению какой-либо
проблемы, открывает возможность творчества, а его отсутствие делает работу
формальной.
Смыслом групповой
исследовательской деятельности может быть сама атмосфера творческого сотрудничества, которая каждому из участников
приносит не только радость и удовлетворение, но и возможность самопознания и
понимания друг друга, возможность развития, самоуважения и способности к
рефлексии.
Кроме
целеполагания, чрезвычайно важны для
исследователя объективные условия работы. Они играют роль атмосферы, экологически
чистой или загрязнённой.
Внешними
условиями, способствующими успешности исследовательской деятельности, являются:
§ творческая атмосфера поиска
в группе;
§ принятие и поддержка учащегося
педагогом, который признает исследование делом важным и трудным;
§ возможность посоветоваться,
обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования;
§ заинтересованность группы в
результатах ИД;
§ возможность пробовать и
ошибаться без осуждения, помех и порицания извне;
§ наличие времени и
минимальных материальных средств.
Вероятно,
это не все возможные объективные условия, но на этом этапе они являются
основными, минимально необходимыми.
2.11. Трудности в исследовательской
деятельности.
Проанализировав
работу М.А.Ушаковой [9; с.15-21] о трудностях
ИД, с которыми встречается любой исследователь
или творческая группа, и, апробировав данную технологию на своих уроках, я могу
выделить наиболее типичные из них:
1. Чёткое определение предмета
исследования. Учащимся бывает трудно увидеть конкретную проблему и, уже исходя из
нее, выбрать объект и предмет исследования.
2. Определение значимых
переменных, т.е. тех условий, которые существенно влияют на исследовательскую ситуацию.
Например, наличие необходимой литературы, справочников, энциклопедий, доступ к
Интернет пространству или отсутствие
навыков работы с ПК.
3. Выдвижение гипотезы. В качестве гипотезы
возможны предположения:
§ о существовании или
отсутствии какого-либо феномена;
§ об условии его
возникновения и проявления;
§ о взаимосвязи между
явлениями;
§ о наличии свойства и
степени его выраженности у какого-либо объекта.
4. Сложность планирования
исследования.
Планируя
исследование, важно:
§ определить группу
исследования, с учётом возраста или уровня владения языком;
§ выбрать адекватные предмету
и задачам исследования методы;
§ продумать этапы работы,
начиная с мотивирования участников.
5. Описание фактов и
полученных эмпирических данных. С одной стороны, интерес и любопытство
исследователя на этом этапе работы уже удовлетворены, и энтузиазм пропадает.
С другой
стороны, само описание и анализ данных тоже таят в себе некоторые сложности:
а) описывая
результаты, необходимо обратить внимание на факты, противоречащие гипотезе;
б)
исследователь порою не замечает, что какие-то моменты следует разъяснить более
детально, ведь ему кажется, всё вполне ясно.
в) бывает
непросто сложить целостную картину полученных результатов, обнаружив взаимосвязь отдельных фактов;
г) в анализе
может возникнуть трудность подбора оснований для рассмотрения результатов.
Если говорить
о творческом поиске группы, то тогда к некоторым вышеназванным трудностям могут
добавиться ещё несколько, являющихся специфичными для любого взаимодействия:
¾ Потребность отдельных людей
привести все сказанное “к одному знаменателю”, найти одну истину, верную для
всех.
¾ Личные отношения
симпатии-антипатии.
¾ Низкая способность людей к
сотрудничеству.
Из своих наблюдений могу
сказать, что на уроках в процессе проектировочного исследования рождается спор.
Каждый из учащихся имеет своё собственное представление о том, что это может собой
представлять и как это лучше сделать. Один ученик пытается
переубедить другого, а не просто прояснить, понять его точку зрения. Могу
сказать, исходя из своих наблюдений, что
ребята, привыкшие работать в группе, стараются выражать несогласие в
корректной форме и пытаются договориться друг с другом.
Нельзя не согласиться с И. Г. Гоман
[10; с.50] в том, что организация учебно-исследовательской работы
с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
¾ положительное отношение к ребенку;
¾ проявление уважения к личности и поддержание
чувства собственного достоинства в каждом;
¾
признание права
личности быть непохожей на других;
¾
предоставление
права на свободу выбора;
¾
оценка
не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
¾
учёт
индивидуально-психологических особенностей детей.
3.Заключение.
3.1.Выводы.
1. В результате своей работы по формированию навыков ИД я
пришла к выводу, что ИД в области
иностранного языка носит специфический характер. Она больше направлена
на поиск информации в разных источниках, её систематизацию, целостное
осмысление и выявление личностной значимости полученных фактов. Иностранный
язык становится не просто учебным предметом, но способом познания мира.
Формирование навыков исследовательской деятельности позволяет использовать язык
в качестве инструмента познания.
2. Такая
деятельность позволяет сформировать необходимые для исследователя качества, то
есть способствует формированию готовности учащихся к исследовательской
работе.
3. Обучение
алгоритму исследовательской работы обеспечивает перенос приобретенных
навыков с одного учебного предмета на другой.
4. В ходе ИД на уроке ИЯ решается комплекс задач:
·
приобретение
исследовательских умений и навыков и овладение методами и приемами исследовательской деятельности;
·
развитие навыков
планирования исследовательской деятельности и самоконтроля;
·
развитие навыков
самообразовательной деятельности, самостоятельной работы с различными
источниками информации, в том числе навыков ориентации в информационном поле
Интернет–пространства;
·
овладение логикой
научного познания.
5. В ходе своей деятельности, я
убедилась, что привлечение учащихся к поиску и исследованиям даёт возможность
научить детей умению
самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, пробудить желание
самостоятельно добывать знания и жить по принципу «во всём мне хочется дойти до
самой сути…», что способствует развитию личности средствами
английского языка.
В
заключение, как пожелание будущим исследователям, хочется рассказать притчу.
Однажды
падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные! —
обратился к ним падишах. — У меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы
знать, кто сможет решить её”. Он повел подданных в сад, в углу которого была
ржавая железная дверь с огромным замком.
“Тот, кто сможет
открыть эту дверь, станет моим первым визирем”, — сказал он и отошёл в сторону.
Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи
начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её.
Один за другим отходили они от двери. Но один визирь внимательно осмотрел
дверь, ощупал замок и со всех сил нажал на дверь. Он толкнул её и — о чудо! — она
стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться
всё быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем,
потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в
собственные силы”.
Список использованной литературы:
[1] - Ветрова, Т.В. Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся средней школы и возможные пути их решения // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2020. - № 123. – С. 4-11
[2] – Леонтович А. В. «В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности?»/ Журнал «Завуч», Центр «Педагогический поиск». 2001. - № 1; с.102-113.
[3] – Чечель И. Д. «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе». - М.: ИФ «Сентябрь», 1998. - №7; с.84-109.
[4] – Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко. —// Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 309-312.
[5]– Можаева С. Н. «Состояние учебно-исследовательской
деятельности».
[6] – Файн Т. А. «Исследовательский подход в обучении»/ Практика административной работы в школе. 2003. - № 6.
[7] – Мельникова Е. Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками».- М.; 2002; с.14-81; 109-140.
[8] – Ануфриев А. Ф. «Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы». - М.: Ось - 89, 2005; с.21-22.
[9] – Ушакова М. А. «Возможности и трудности исследовательской работы в школе». - М.: ИФ «Сентябрь», 1999. - № 6; с.13-21.
[10] –
Гоман И. Г. «Учебно-исследовательская
работа в школе – условие развития познавательной активности школьников».
[11] - Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся»/ Народное образование. 2004. - № 2; с.146-148.
[12] - Ксензова Г. Ю., Белова С. А. (© Издательский дом "Первое сентября", Оргкомитет фестиваля "Открытый урок"), Г. Ю. Ксензова http://lang. goruo. kostanay. kz/ files / Method/Fr/Nekr… «Исследовательское обучение».
[13] - Бокарева Г., Кикоть Е. «Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся»/ Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. - № 6; с.26-31.
[14] - Сырцева Т. Э. «Работа учителя по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся»/ Дополнительное образование. 2004. - № 2; с.12-18.
Приложение 1
Исследование – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Гипотеза
– научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений;
вообще предположение, требующее подтверждения (см. толковый словарь русского
языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. - М., 2002.)
Steps of research
activity:
1.
Raising a problem – постановка
проблемы.
2. Proposing a hypothesis - выдвижение гипотезы.
3. Choosing methods – выбор методов.
4.
Searching
for a solution to the problem – поиск решения проблемы.
5.
Making conclusions -- формулирование выводов.
Research
activity vocabulary:
§ False – ложный,
ошибочный.
§ True – правдивый.
§ To suppose – предполагать.
§ On the supposition of smth. - предполагая что - либо.
§ In the course of work – в процессе работы.
§ To suggest an idea, a new method – предлагать идею, новый метод.
§ To apply a rule (a new method, one’s knowledge to smth). – Применить правило, новый метод, свои знания к чему – либо.
§ To draw a conclusion from… - сделать вывод из…
§ My conclusion is supported by the facts. – Мой вывод подтверждается фактами.
§ As a result – в результате.
§ Hard/ mental/
physical/ absorbing work - трудная,
умственная, физическая,
увлекательная работа.
§ My assumption proved to be right/ wrong. – Моё предположение оказалось верным/ неверным.
§ to confirm a hypothesis - подтверждать гипотезу.
§ to analyse - анализировать.
§ to be in search of… - искать что - либо.
§ to be engaged in research - заниматься научно - исследовательской работой.
§ to find out the truth - узнать правду.
§ to find out for oneself - добраться до истины.
§ to carry out a research into the causes of …- исследовать
причины чего - либо.
§ to solve a problem in a logical way - решить проблему логическим путём.
§ to work out a plan - разработать план.
§ to make smth. clear - прояснять что-либо
§ to make efforts - приложить усилия.
Приложение 2
How to become a successful researcher
Research activity skills
I’m ready:
§ to risk
§ to doubt
§ to change the
purposes
§ to start all over
again without despair
§ to accept a mistake
as experience
§ to be interested in
my activity
§ to make the
assumption about possible, not obvious, even alternative things
§ to trust the
intuition
§ to have courage to
see difficulty and desire to understand it.
§ to notice nuances
of the research
Как стать
успешным исследователем
Я готов:
o
рисковать
o
сомневаться
o
менять свои установки
o
начинать сначала
без отчаяния
o
принимать ошибку
как опыт
o
заинтересоваться
своей деятельностью
o
строить
предположение о возможных, не очевидных, даже альтернативных вещах
o
доверять своей
интуиции
o
иметь мужество
увидеть трудность и желание разобраться в ней
o
видеть нюансы в исследовании
Комментариев нет:
Отправить комментарий